Тихвин готовится к 500-летию Успенского собора
Продолжается масштабная подготовка к празднованию 500-летия Успенского собора Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
Очередным этапом стало выделение 70 миллионов рублей из бюджета Ленинградской области на благоустройство примыкающей к собору территории. Инициированная губернатором Александром Дрозденко поправка к главному финансовому документу 47-го региона была учтена в ходе мартовской корректировки.
Средства будут перечислены Тихвину в виде дотации на сбалансированность бюджета муниципального образования. В частности, за счет областного финансирования будут отремонтированы дороги местного значения, фасады зданий, проведено благоустройство и озеленение прилегающей к собору территорий. Часть средств предназначена непосредственно на организацию и проведение праздничных мероприятий: научно-практической конференции, выставок, конкурсов, концертов, фестивалей.
Напомним, что празднование 500-летия Успенского собора состоится 9 июля, в день явления Тихвинской иконы Божией Матери.
Историческая справка
Первое упоминание о Пречистинском погосте на реке Тихвинке связано с явлением в этих местах чудотворной иконы Богоматери, названной впоследствии Тихвинской и являющейся одной из самых почитаемых православных святынь. И уже в 1383 году, согласно летописи, здесь была выстроена первая деревянная церковь в честь Успения Богоматери. А в 1507 году на средства великого князя московского Василия Иоанновича предположительно по проекту итальянского архитектора Алоиза Фрязина началось строительство каменного Успенского собора, которое было завершено через 8 лет – в 1515 году.
Уникальность Успенского собора состоит в том, что изначально он строился как храм-реликварий для сохранения чудотворной иконы Богоматери. Внутреннее пространство храма решено таким образом, что перед столпом, в котором располагается святыня, образуется специальное пространство для предстояния у чудотворного образа. Поэтому световые барабаны, освещающие месторасположение иконы, смещены к западу от центральной главы. Главная святыня храма находится в киоте столпа, стоящего справа от входа, что является следствием древней византийской традиции.
В настоящее время в интерьере собора сохранился уникальный живописный ансамбль, исполненный во второй половине XVII – XVIIIвеках и включающий циклы, посвященные событиям ветхозаветной и новозаветной истории, темам Апокалипсиса деяний святых апостолов, церковным таинствам. Отдельно выделены сюжеты, посвященные прославлению чудотворной иконы Богоматери.