В Тихвине звучала “свободная музыка свободных людей”
Завершился XIIIОткрытый фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине».
За три дня, которые были отданы «свободной музыке свободных людей», на сцене городского Дворца культуры выступили яркие звезды мирового джаза, многие из которых приехали в Тихвин впервые. Но начался фестиваль 14 сентября с концерта воспитанников и педагогов тихвинской детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, в недрах которой 13 лет назад и родилась идея фестиваля.
«Я выхожу на эту сцену с листком бумаги и очками, потому что из года в год тихвинская школа искусств воспитывает все новых одаренных детей, болеющих этой «безобразной» музыкой имени джаза, рока – имени того ритма, который все мы так любим», – сказал со сцены неизменный ведущий «Сентября в Тихвине» Владимир Фейертаг. И затем развил свою мысль на пресс-конференции, отвечая на вопрос о своем отношении к музыкальному образованию в Тихвине: «Если бы все музыкальные школы учили детей так, как это делает тихвинская детская школа искусств, наша страна была бы толерантной. А толерантности нам не хватает в любой области. Обратите внимание: идет ли спор о политике или об искусстве, спор этот ведется на полукриминальном языке и обязательно с оскорблениями, потому что мы ненавидим собеседника с другой точкой зрения. А джаз учит нас понимать и слышать, потому что сам является сплавом самых разных культур и традиций. Это сложный музыкальным мир, и чем раньше мы будем знакомить с ним своих детей, тем терпимее будет наш мир в будущем».
И «Сентябрь в Тихвине» знакомил тихвинцев и гостей города (а зрителей, приехавших на фестиваль из Санкт-Петербурга, Бокситогорска, Киришей и других городов, было немало) с удивительной и очень разной музыкой.
Был яркий «JazzPhilharmonicOrchestra» под управлением питерских саксофонистов Кирилла Бубякина и Сергея Богданова – классический биг-бенд в духе оркестра Гленна Миллера, показавший классическую программу и солистку Ирину Чехову с удивительно глубоким вокалом.
Зажигал разудалый и интернациональный «NewCityBand», в составе которого не только музыканты из Великого Новгорода и Ярославля, но и из Африки. Юные вокалистки Ванель и Оскарин из Конго при поддержке барабанщика Гидеона Овусу из Ганы и ярославского ди-джея Алексея Крутикова, который неожиданно привнес в джаз скрейчи, заворожили публику негритянскими госпел.
Ансамбль архангелогородского гитариста Тима Дорофеева поразил джазовыми обработками русского фольклора и энергетически мощным певцом Константином Седовиным. Лиричный тихвинский композитор и художественный руководитель фестиваля «Сентябрь в Тихвине» Игорь Володин представил зрителю два состава своего квартета и двух ярких музыкантов – ярославского саксофониста Стаса Майнугина и питерского виртуоза Максима Некрасова, показавшего широчайший диапазон губной гармоники.
Израильские гитаристы Роман Арье и Джейк Писак взорвали зал знойными еврейскими и цыганскими пьесами и поппури на темы Майкла Джексона и «TheBeatles» в джазовой аранжировке. А швейцарское трио «Plaistow» погрузило слушателей в транс 50-минутной медитационной и завораживающей композицией с пульсирующим плотным роковым ритмом и неожиданными реверансами в сторону такой классики арт-рока, как «PinkFloyd», «Emerson, Lake& Palmer» и даже «JethroTull». Рояль под пальцами лидера группы талантливого клавишника Жоана Буркенеса трансформировался то в арфу, то в гитару, то в ситар.
«В прошлом году произошло знаковое событие – Генеральная конференция ЮНЕСКО учредило Международный День джаза, который теперь будет отмечаться 30 апреля. Таким образом, джаз получил мировое признание не только, как искусство, но и как язык мира – язык, на котором разговаривают и понимают друг друга люди разных культур и религий», – сказал на пресс-конференции израильский гитарист Роман Арье.
Оценивая завершившийся тихвинский фестиваль, музыканты отмечали его по-европейски грамотную организацию, замечательный концертный зал и доброжелательную, умную публику. А Владимир Фейертаг в свойственной ему чуть ироничной манере назвал «Сентябрь в Тихвине» уникальным по трем причинам: «Тихвинский фестиваль единственный, где соединена духовая и джазовая музыка – этого больше не делает никто в мире. Только в Тихвине придается огромное значение работе с прессой – такого внимания к джазу со стороны журналистов я не видел больше нигде, – сказал Владимир Борисович и, улыбнувшись, добавил: – Возможно, поэтому после завершающего концерта музыканты здесь не идут пить водку, а идут на пресс-конференцию – общаться с прессой».
Сюжеты телекомпании "Дивья ТВ" о фестивале можно посмотреть здесь и здесь.