Марис – ткацких дел мастер 

Марис – ткацких дел мастер

 

Ткач Марис Маниньш – постоянный участник ярмарки Ганзейских городов. Его знает каждый. Ещё бы! Мужчина-ткач в наши дни – большая редкость. Вокруг его ткацкого станка всегда собирается толпа любопытных, а тканые изделия разлетаются по всей Европе.

Марис скромничает и говорит, что ничего удивительного в его профессии нет – мужчины издавна занимались промышленным ткачеством и зарабатывали ремеслом на жизнь, женщинам отводилась роль домашних ткачих.

Будущую профессию Марис выбрал в 7-ом классе. Мальчику захотелось повязать на шею галстук prievite. Ради этого он записался в кружок ткачей и сам соткал символ национальной принадлежности. А потом была Школа прикладного искусства, где Марис отказался от уроков труда и перешёл к девочкам изучать домоводство. «В текстильном ПТУ я был единственным мальчиком, но насмешек и нареканий в свой адрес никогда не слышал», - вспоминает мастер.

«Художник соединяет краски, и получаются картины. Ткач тоже «рисует». Только нитками»

Поначалу отец Мариса скептически отнёсся к увлечению сына, но уже после первых хороших работ смирился. Тогда и время такое было, говорит Марис, никто ни над кем не смеялся. Как было бы сейчас, он не знает.

Работе за ткацким станком Марис отдаёт всё своё время. Кроме того, успевает трудиться на заводе и в Рижском техническом университете, а также передаёт свои знания подрастающему поколению.

Ткачество – это процесс. Творческий и интересный. Марис признаёт: нередко бывает, что задумал какое-то изделие, начал делать, забыл деталь, а в итоге получилось лучше, чем хотел. Впрочем, случается и наоборот. Поэтому внимательным нужно быть именно в мелочах.

С ткаными вещами гораздо сложнее, чем, например, с вязанными. Какими получатся носки или варежки, можно представить практически с первых сантиметров вязки. На ткацком станке же виден только небольшой фрагмент изделия. Если мастер допустил ошибку, придётся всё распустить и заново заправить станок.

Чтобы работать с нитками, нужно хорошо знать, сочетаются ли цвета друг с другом, как реагируют на свет, но, конечно, нельзя предугадать всё. Как и в любом творческом процессе, в ткачестве есть свои нюансы. За годы работы латвийский ткач создал и свою уникальную технику, которую до сих пор никому не удаётся повторить.

Марис уже много лет руководит студией прикладного искусства Rīdzene. Сохраняет народные традиции, обучает молодёжь. Вместе с учениками участвует в празднике города и делится секретами мастерства на базарчиках на Домской площади.

«Мы предлагаем детям сделать на ткацком станке свою первую работу, которую они потом смогут забрать домой. Может, кто-то из них тоже когда-то начнёт ткать»

В советский период Латвия считалась текстильной республикой. Было много трикотажных и швейных предприятий. Соответственно и работы для ткачей и текстильщиков было хоть отбавляй. Студии прикладного искусства пользовались большой популярностью.

Во времена перестройки интерес к ткачеству пошёл на убыль. Перемены не лучшим образом сказались и на развитии других ремёсел. Сейчас ткачество постепенно набирает обороты. Предприятия закупают оборудование, в студии приходят новые ученики, специальные программы для текстильщиков появились в Рижском техническом университете.

Но мужчина-ткач всё же редкость. Молодых так и вовсе нет. Больших денег этим не заработаешь, да и содержать семью такой труд вряд ли позволит. Поэтому основная масса в студиях - девушки и женщины. «Мужики работают!», - смеётся Марис.

А одной только Риге 33 студии народно-прикладного искусства. Некоторые делают акцент на современные стили, другие же не изменяют старинным техникам. Единых правил нет, но богатые латвийские традиции проявляются во всём. Это также относится и к другим ремёслам и мастерам, которые работают с кожей, деревом, металлом.

Придумывать новые формы и совершенствовать своё мастерство Марису помогает молодёжь. Недавно поступил заказ сделать тканый ковёр, который складывается в кресло. Интересных идей много и для каждой нужно найти уникальное решение.

«На протяжении 60 лет – а именно столько самой старой ткацкой студии – мы передаём наследие одного поколения другому»

Старшие мастера обучают младших, профессиональные руководители передают свой опыт. Так, с миру по нитке и прививается любовь к ручному труду. «Я встречаюсь с коллегами из других стран, и они нам завидуют, потому что таких выставок народно-прикладного искусства, как у нас, нет нигде», - с гордостью заключает Марис.

Ткачество – это процесс. Творческий и интересный. Марис признаёт: нередко бывает, что задумал какое-то изделие, начал делать, забыл деталь, а в итоге получилось лучше, чем хотел. Впрочем, случается и наоборот. Поэтому внимательным нужно быть именно в мелочах.

С ткаными вещами гораздо сложнее, чем, например, с вязанными. Какими получатся носки или варежки, можно представить практически с первых сантиметров вязки. На ткацком станке же виден только небольшой фрагмент изделия. Если мастер допустил ошибку, придётся всё распустить и заново заправить станок.

Чтобы работать с нитками, нужно хорошо знать, сочетаются ли цвета друг с другом, как реагируют на свет, но, конечно, нельзя предугадать всё. Как и в любом творческом процессе, в ткачестве есть свои нюансы. За годы работы латвийский ткач создал и свою уникальную технику, которую до сих пор никому не удаётся повторить.

Марис уже много лет руководит студией прикладного искусства Rīdzene. Сохраняет народные традиции, обучает молодёжь. Вместе с учениками участвует в празднике города и делится секретами мастерства на базарчиках на Домской площади.

«Мы предлагаем детям сделать на ткацком станке свою первую работу, которую они потом смогут забрать домой. Может, кто-то из них тоже когда-то начнёт ткать»

 

В советский период Латвия считалась текстильной республикой. Было много трикотажных и швейных предприятий. Соответственно и работы для ткачей и текстильщиков было хоть отбавляй. Студии прикладного искусства пользовались большой популярностью.

Во времена перестройки интерес к ткачеству пошёл на убыль. Перемены не лучшим образом сказались и на развитии других ремёсел. Сейчас ткачество постепенно набирает обороты. Предприятия закупают оборудование, в студии приходят новые ученики, специальные программы для текстильщиков появились в Рижском техническом университете.

Но мужчина-ткач всё же редкость. Молодых так и вовсе нет. Больших денег этим не заработаешь, да и содержать семью такой труд вряд ли позволит. Поэтому основная масса в студиях - девушки и женщины. «Мужики работают!», - смеётся Марис.

А одной только Риге 33 студии народно-прикладного искусства. Некоторые делают акцент на современные стили, другие же не изменяют старинным техникам. Единых правил нет, но богатые латвийские традиции проявляются во всём. Это также относится и к другим ремёслам и мастерам, которые работают с кожей, деревом, металлом.

Придумывать новые формы и совершенствовать своё мастерство Марису помогает молодёжь. Недавно поступил заказ сделать тканый ковёр, который складывается в кресло. Интересных идей много и для каждой нужно найти уникальное решение.

«На протяжении 60 лет – а именно столько самой старой ткацкой студии – мы передаём наследие одного поколения другому»

Старшие мастера обучают младших, профессиональные руководители передают свой опыт. Так, с миру по нитке и прививается любовь к ручному труду. «Я встречаюсь с коллегами из других стран, и они нам завидуют, потому что таких выставок народно-прикладного искусства, как у нас, нет нигде», - с гордостью заключает Марис.